Бульдозер – универсальная машина на гусеничном или колесном шасси. Спецтехника предназначена для планировочных работ, перемещения грунта, сыпучих материалов при строительных работах, разработке полезных ископаемых, рекультивации. Рабочее оборудование бульдозеров – отвалы, толкающие рамы, откосники и т.д.
Современные бульдозеры отличает высокая надежность и длительный срок службы, однако, как и вся техника, машины подвержены неисправностям.
Главные возможные причины поломки:
- Механические повреждения. Такие неисправности могут возникать как при непосредственном воздействии, так и под влиянием износа комплектующих систем и агрегатов.
- Заводской брак. Качество деталей, узлов и сборка спецтехнике тщательно контролируется на заводе-производителе, однако в некоторых случаях встречаются скрытые дефекты, которые проявляются при эксплуатации.
- Естественный износ. Компоненты систем и агрегатов бульдозера под воздействием эксплуатационных факторов и старения материалов теряют свои параметры.
- Нарушение правил эксплуатации. К таким причинам относят нецелевое применение, отсутствие или несвоевременное техническое обслуживание, длительная работа с перегрузкой, эксплуатация при недопустимой внешней температуре, установка несовместимых расходных материалов или запасных частей и т.д.
Кроме того, у многих моделей от разных производителей есть свои «слабые места». Неисправности в этом случае обусловлены конструктивными недоработками и возникают обычно после длительной эксплуатации.
Топ-5 типичных неисправностей
Наиболее подвержены влиянию неблагоприятных эксплуатационных факторов следующие комплексы узлов, системы и агрегаты спецтехники: ходовая часть, рабочие органы и гидросистемы, двигатель и топливная система, трансмиссия, электрика и электроника.
Наиболее часто встречающиеся поломки ходовой части гусеничной спецтехники – неисправности гусениц и уплотнений. К ним относятся дефекты и износ следующих деталей и узлов:
- Пальцев и проушин траков.
- Ведущего колеса.
- Торцевых уплотнений.
Признаки поломок – проскальзывание гусениц, значительный нагрев опорных и поддерживающих катков, натяжных колес, утечки масла.
Основные возможные неисправности рабочего оборудования бульдозера и гидросистем:
- Износ рабочей кромки ножей отвала.
- Низкий уровень гидравлической жидкости в баке системы.
- Попадание воздуха и гидросистему.
- Выход из строя уплотнения поршня гидроцилиндра.
- Неисправность насоса, распределителя или клапанов.
О поломках этих узлов и систем говорят плохое внедрение отвала в почву, медленное перемещение или рывки рабочих органов, нетипичные шумы, появление подтеков на комплектующих и магистралях гидравлической системы.
К ТОП поломкам двигателя и топливной системы бульдозера относят:
- Нагар на поршневой системе, клапанах и в камере сгорания.
- Износ роликов и подшипников двигателя.
- Обрыв ремня ГРМ.
- Повреждение стержня и тарелки клапана.
- Неисправности форсунок, насоса топлива.
О неисправностях в двигателе обычно говорят сизый или черный выхлоп, различные шумы в ДВС, проблемы с запуском, потеря мощности и динамики, повышение расхода дизельного топлива и смазочного материала, быстрый перегрев.
К частым поломкам гидростатической трансмиссии бульдозера относятся:
- Отказ гидравлического насоса или мотора одного из бортов.
- Засорение фильтров гидролиний.
- Неисправность клапана распределителя.
- Пережатие гидравлических магистралей.
- Дефект манжеты уплотнения.
- Засорение дренажа.
- Недопустимый уровень масла в гидравлике ГСТ.
Кроме того, нередки неисправности механической части трансмиссии: согласующего редуктора, зубчатых передач, блока управления КПП и т.д.
Симптомы поломки агрегата: выраженное снижение тягового усилия, отсутствие хода вперед или назад, отсутствие реакции на перемещение органов управления движением, значительное уменьшение скорости движения, шум в насосах и моторах, появление течи масла в системе ГСТ. Похожие признаки имеют неисправности системы управления движением, в процессе диагностики важно дифференцировать причины.
К наиболее распространенным поломкам электрики и электроники спецтехники относят:
- Перегорание ламп фар, подсветки или освещения кабины.
- Ненормальная работа стартера.
- Срабатывание предохранителя.
- Неисправности генератора: пробуксовка или обрыв ремня, замыкания на массу или между витками обмоток, поломки выпрямительного блока и т.д.
- Поломки системы управления.
- Быстрая разрядка батарей, разрядка АКБ при включенном двигателе.
Симптомы поломки электрооборудования и электроники бульдозера: отсутствие включения подсветки, фар, освещения кабины, слишком высокое или нестабильное напряжение генератора, отсутствие реакции на управляющее воздействие, затруднение пуска и т.д.
Профилактика неисправностей бульдозера
Для профилактики поломок необходимо контролировать показания приборов, отражающих состояние систем и агрегатов спецтехники. Современные бульдозеры комплектуются системой самодиагностики с индикацией кода неисправности. При появлении сообщения об ошибке или выявлении ненормальных параметров: постоянная недопустимая температура или низкий уровень жидкости в гидросистеме и т.д, требуется обратиться в ремонтную мастерскую.
Кроме того, для профилактики требуется:
- Заливать качественное дизельное топливо и масло, рекомендованных производителем марок.
- Выполнять ежедневный осмотр ходовой, рукавов высокого давления и других элементов.
- Не допускать длительной перегрузки.
Главное мера по предотвращению неисправности бульдозера – своевременное и полное выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту. В состав мероприятий входят:
- Осмотр и определение состояния систем и агрегатов спецтехники.
- Замена фильтров и других расходных материалов.
- Смазка механических узлов и деталей, замена масла в двигателе.
- Глубокая диагностика систем и узлов.
- Замена или восстановление изношенных деталей.
- Регулировка и наладка систем.
- Другие работы по профилактике и восстановлению работоспособности.
По периодичности и составу работ различают несколько видов обслуживания: ТО1, ТО2, ТО3. Каждое из них выполняют по мере наработки определенного количества часов.
При выполнении правил эксплуатации и требований производителя можно свести к минимуму вероятность отказов и поломок бульдозера.